ОТКРЫТЫЙ Унивреситет - это ОТКРЫТЫЕ образовательные ресурсы на ОТКРЫТОМ ПО
Исходная статья: The Open University UK: creating a win-win situation by sharing code and content Программа Open Learning |
Перевод выполнен Буш Светланой
Открытый Университет (Великобритания): беспроигрышная ситуация - открытые образовательные ресурсы на открытом ПО.
В 2005 году Открытый Университет (ОУ) Великобритании (один из крупнейших в Европе университетов дистанционного образования) решил, что настало время для внедрения новой виртуальной образовательной среды (VLE) в рамках самого университета и проекта открытого образования (OpenLearn), целью которого является предоставление образовательных ресурсов в свободном доступе для всех желающих. Была сформирована команда, которая исследовала развитие образовательных ресурсов и то, каким образом обучающие материалы могут быть представлены и распространены. Следующим шагом ОУ также изучил открытые образовательные модели в рамках проекта OpenLearn.
Команда исследователей и инженеров после изучения всех компонентов, наиболее удовлетворяющих поставленным условиям, была уверена в выборе: открытый программный продукт - VLE Moodle – лучшее решение.
На сегодняшний день VLE Moodle был успешно внедрен в ОУ, и ОУ опубликовал значительную часть образовательных материалов на условиях лицензии Creative Commons в виде курсов VLE Moodle на сайте открытого обучения, доступного для всех заинтересованных. ОУ продолжает тесное сотрудничество с сообществом разработчиков Moodle, и это предоставляет большое поле для обратной связи и обмена информацией. Все доработки и улучшения, сделанные в ОУ, передаются сообществу разработчиков Moodle, что улучшает качество продукта VLE Moodle для ОУ и для всех участников сообщества.
Введение
Открытый Университет (ОУ) Великобритании – один из крупнейших в мире университетов дистанционного образования, в котором обучается в общей сложности до 200'000 студентов (примерно 150'000 студентов и около 30'000 аспирантов).
К 2005 году в ОУ было достаточное количество различных on-line сервисов, помогающих студентам в дистанционном обучении, а преподавателям в оценке студентов. Проблемой являлось то, что большинство этих сервисов к 2005 году были устаревшими и не централизованными, с небольшим набором модулей (функций). Для студентов и преподавателей становилось все труднее разбираться и работать в этом многообразии on-line платформ. Университету необходимо было заняться этим вопросом и обеспечить единую и функциональную on-line платформу, так как интернет постепенно занял центральное место в повседневной активности ОУ.
Таким образом ОУ дал начало широкой инициативе, целью которой являлось исследование новых образовательных платформ и способов представления и распространения обучающих материалов. Процесс, начавшийся в октябре 2005 года, привел к двум важным результатам. С технической точки зрения ОУ решил развивать виртуальную образовательную платформу на базе открытого программного обеспечения Moodle, так как данное ПО обеспечивало высокий уровень модулярности и обладало широкой пользовательской базой (что в свою очередь гарантировало непрерывную поддержку платформы). Что касается образовательного процесса, то ОУ принял решение изменить свою политику и выложил большую часть обучающих материалов в свободный доступ как открытый образовательный ресурс под лицензией Creative Commons. Эта часть проекта была щедро профинансирована фондом Вильяма&Флоры Хьюллет
Организация и окружение
Открытый Университет (ОУ) Великобритании – один из крупнейших в мире университетов дистанционного образования. Сегодня около 200'000 студентов обучается на различных образовательных программах, которые поддерживают 7'000 преподавателей и профессоров. Университет был основан в 1970 году и ежегодно увеличивал число студентов. Большую часть своей истории ОУ существенно зависел от обмена бумажной корреспонденцией со своими студентами. С расширением интернета в 1990-х годах ОУ стал использовать новые пути коммуникации. К 2005 году on-line образовательная платформа базировалась на нескольких программах, каждая из которых имела собственный пользовательский интерфейс; между программами было мало общего и их функциональность также требовала улучшений. Тогда университет сформировал несколько групп, задачей которых было всестороннее исследование новой образовательной среды. Нил Склэйтер, руководитель этого процесса, подчеркивает: "У нас был очень структурированный подход". Группы фокусировались не только на технических аспектах задачи, но и на социальных изменениях, происходящих в результате развития интернета. В конечном итоге было сделано заключение, что свободный программный продукт VLE Moodle – это решение наиболее удовлетворяющее поставленным требованиям, так как он был стабильным, модульным и обладал широкой пользовательской базой, что обеспечивало устойчивость в будущем.
Примерно в это же время фонд Вильяма&Флоры Хьюллет изъявил желание профинансировать образовательный проект, который бы исследовал открытые обучающие платформы, обеспечивающие свободный доступ к образовательным ресурсам. ОУ был правильным предприятием для такого проекта, и сам ОУ был заинтересован в развитии в этом направлении. Патрик МакАндрю, участник проекта "OpenLearn" с самого начала, говорит: "Важно, что несмотря на большие инвестиции, проект рассматривался как эксперимент. Эксперимент в том, каким образом мы предложим открытые образовательные ресурсы, какое воздействие это окажет на ОУ, на преподавателей, студентов, провайдеров и конечных пользователей". Фонд Хьюллет финансировал проект "OpenLearn" на протяжении двух лет, после чего "OpenLearn" заработал в режиме on-line, предлагая широкий выбор обучающих ресурсов. Проект "OpenLearn" не был прямо связан с развитием в ОУ виртуального образовательного ресурса VLE Moodle, но группы работали в тесном взаимодействии, так как "OpenLearn" также запускался на основе Moodle.
Два проекта могут рассматриваться как развитие двух платформ: одна для университета, где преподаватели и студенты могут входить в систему (log in) и участвовать в курсах и дискуссиях, и другая, открытая для всех желающих, где каждый может получить доступ к образовательным материалам и обучаться самостоятельно. Для обоих платформ "Сердцем является Moodle" - говорит Склэйтер.
Бюджеты и фонды
Развитие внутреннего VLE Moodle в ОУ финансировалось из внутренних резервов университета, тогда как инициатива "OpenLearn" поддерживалась фондом Хьюллета. Оба проекта вместе имели бюджет, определенный в сумму 5 млн. фунтов. Данный бюджет покрывал исследовательские работы, разработку платформы, внедрение, а также все, что необходимо для организации полнофункциональной системы. Около 2 млн фунтов этого бюджета внес фонд Хьюллета, эта часть предназначалась для покрытия технических и медиа аспектов разработки проекта "OpenLearn".
Общее число людей, занятых в обоих проектах временами достигало 30 человек (работающих на полную ставку), в том числе 12 разработчиков и большой штат сотрудников самого ОУ. Команды имели четко поставленные задачи, были созданы подгруппы, которые проводили расширенное исследование возможностей, требований и рисков, связанных с разворачиванием (внедрением) Moodle. Команда проекта "OpenLearn" работала независимо, хотя обе команды часто обменивались идеями и полученным опытом. После официального завершения проектов в июле 2008 года число занятых в проектах существенно уменьшилось, хотя многие до сих пор время от времени участвуют в доработках. Склэйтер поясняет, что на текущий момент осталось только два разработчика, полностью занятых доработкой и поддержанием виртуального образовательного ресурса. Тем не менее и преподавательский состав ОУ и служба ИТ-поддержки университета до сих пор вносит свой вклад в разработку проектов.
Выбор свободного ПО Moodle в качестве платформы для образовательного ресурса ОУ был в меньшей степени продиктован попыткой избежать стоимости лицензий, хотя, конечно, университет прекрасно представлял, что стоимость лицензий при использовании проприетарного ПО составит существенную часть, однако, это не было основным фактором при принятии решения. "Для нас это не было ключевым, решающим моментом было найти наилучшую систему, удовлетворяющую выдвинутым требованиям", - объясняет Склэйтер. Изменения в системе, конечно, не появятся бесплатно, так же есть и другие факторы, которые могут оказаться дороже, чем стоимость покупки лицензий. Склэйтер добавляет далее: "Настоящая стоимость внедрения подобной системы, чтобы она была эффективной, гораздо дороже, чем стоимость собственно технической разработки: это управление изменениями, средствами обмена информации, переобучение сотрудников, изменение технологии работы — вот наиболее дорогостоящая часть". Нужно учитывать, что ОУ представил новую платформу не только для 7'000 сотрудников преподавательского состава, но и должен был обеспечить плавный переход на новую платформу обучения 200'000 студентов университета.
Техническая сторона
Прежде чем команда остановила свой выбор на Moodle как основе для виртуального ресурса, было проведено расширенное исследование рынка потенциальных решений. Хотя изначально команда не исключала возможности проприетарного решения, такого как "Blackboard", вскоре было обнаружено, что ни одна система, кроме Moodle, не предлагает такой широкой функциональности и, что более важно, модульности, которая требовалась ОУ для организации ресурса.
Тем не менее когда окончательное решение о разворачивании Moodle было принято, работа не закончилась, а только начиналась. "Когда мы приобрели Moodle, там очень многое требовало доработки", - вспоминает Склэйтер. В тот момент Moodle был просто основой, но с большим потенциалом в будущем. Для примера, Склэйтер назвал несколько пунктов, требующих улучшения: движок для экзаменов, система (функционал) оценок, вопрос доступа, - вот то, что требовалось существенно доработать. Для того, чтобы успешно справиться с этими задачами, команда разделилась на двенадцать подгрупп, каждая из которых сконцентрировалась на отдельном пункте доработок:
- асинхронный доступ (форумы, блоги, "вики", опросы, аудиозаписи)
- синхронный доступ (чаты, аудио- и видео-конференции, одновременная работа с приложениями)
- электронная система оценки
- электронное портфолио
- календарь
- контроль и отчетность
- практические материалы (домашние работы, информационные материалы, в т.числе по дизайну)
- мобильное обучение (off-line Moodle, доступ к VLE Moodle через мобильные устройства, подкасты)
- обучение дизайну (обучающие средства для дизайна)
- единая поисковая система (поиск по всему VLE Moodle и другим информационным источникам университета)
- математические и пр.специальные символы (обеспечение ввода и отражения таких символов)
- библиотечный ресурс (RSS-каналы, агрегирование информации)
Команды работали в тесном сотрудничестве с факультетами и научным составом университета, чтобы функционал системы действительно удовлетворял требованиям пользователей. В дополнение к разработчикам другие члены команды из сотрудников университета помогали с разработкой дизайна и тестированием системы, а также при возникновении других (не технических) вопросов по работе системы.
Не так давно ОУ представил одну из доработок, вызывающую особую гордость, которая изменяет способ общения пользователей друг с другом. Полагая, что большинство виртуальных обучающих ресурсов дают небольшое пространство пользователям для действий, ОУ захотел изменить эту часть и сделать систему менее жесткой и регламентированной. "Мы переработали Moodle и добавили одну часть, которую мы назвали "совместная активность", она позволяет студенту или преподавателю создать свой форум, блог, "вики" и пригласить всех желающих присоединиться к нему", - подчеркивает Склэйтер. "И это, я думаю, - радикальное изменение в структуре Moodle".
В процессе развертывания VLE Moodle в ОУ, университет добавил самое большое число пользователей в сообщество Moodle. Для сообщества Moodle этот процесс был очень выгодным, так как внедрение и проведенные улучшения на такой широкой шкале несомненно улучшили качество программы для всех пользователей. Хотя это не было основным пунктом для ОУ, тем не менее сообщество, поддерживающее систему, - немаловажный фактор, который обеспечивает постоянную поддержку и доработку платформы. Таким образом сотрудничество является взаимовыгодным как для ОУ, так и для сообщества Moodle. Для ОУ это был "альтруистический" шаг - передать все доработки и сделать их общедоступными, пояснил позже Склэйтер.
Правовой вопрос
С точки зрения права разворачивание VLE Moodle не налагало особых ограничений. В команде были консультанты по праву, кому можно было адресовать все возникающие вопросы, но в действительности проблем не было. Поскольку Moodle распространяется по лицензиции GPL (свободно распространяемый программный продукт), то команде не пришлось иметь дело с лицензионными соглашениями.
Единственный возникший вопрос был связан с интеграцией предыдущей системы в инфраструктуру Moodle, некоторые лицензионные соглашение нужно было проверить и переподписать. Часть программ было разработано самим ОУ, поэтому нужно было только интегрировать их в Moodle, или переписать некоторые части.
Даже больше чем технические аспекты, правовые вопросы вызывал проект "OpenLearn", который действительно требовал проведения большого количества исследований и консультаций, прежде чем выложить материалы в открытый доступ.
Внедрение
Как уже упоминалось, самой сложной задачей при внедрении VLE Moodle было изменение самой работы ОУ, которое это внедрение повлекло за собой. С одной стороны были технические инновации, которые требовали развития и улучшения, с другой стороны были преподаватели и студенты, которых нужно было знакомить с новым решением и его функциональностью.
Университет выдвинул очень высокие требования к новому продукту, так как эта система являлась центром активности. Кроме того дистанционное взаимодействие со студентами всегда было и будет оставаться основным стилем обучения ОУ.
В течение пятнадцати лет до начала проекта по развитию нового образовательного ресурса в 2005 году университет использовал различные программы для администрирования курсов, распространения информации, регистрации на курсы и пр. Они не были централизованы, имели различный пользовательский интерфейс и в части своей устарели. Новый ресурс должен был преодолеть все эти проблемы, так как это улучшало практическое использование продукта, что, в свою очередь, помогало пользователям преодолеть сопротивление новому и легче воспринять изменения. Это было в частности важно, потому что было противодействие полагаться целиком на новую веб-платформу, которая должна была решать все увеличивающееся число задач. "Некоторый скептицизм основывался скорее на недоверии on-line методу" - говорит Склэйтер. Для старого преподавательского состава, большую часть своей жизни полагавшегося на бумаги, эти изменения затрагивали все методы работы, что, потенциально, могло привести к противодействию. Для МакАндрю увеличение влияния интернета и публикация большинства курсов ОУ в рамках проекта "OpenLearn" происходила на удивление без проблем, поскольку проект затрагивал другую группу пользователей. От преподавателей вместо того, чтобы вести on-line курсы, требовалось лишь подготовить материалы и выложить их в свободный доступ. "Сопротивления было гораздо меньше. {...} В особенности мы продвигали этот проект среди научного состава, задействованного в проекте. Мы поддерживали непосредственную связь с факультетами, предлагали людям выкладывать те материалы и научные работы, которыми они гордились". Это можно рассматривать как повторное использование обучающих и научных материалов, а также путь к тому, чтобы материалы не оседали в архивах после нескольких лет использования в университете. Хотя все это было внове для большинства людей, тем не менее идея нашла большой отклик в университете.
Чтобы убедиться, что техническая сторона нового ресурса нашла понимание у всего преподавательского состава, был организован курс (45 различных занятий и мероприятий), который посещали члены всех факультетов. В добавление к этому проводились практические тренинги внутри факультетов. И для того, чтобы в будущем на все возникающие вопросы можно было получить ответ, была установлена "вики". "Не такой это тривиальный процесс - представить новый ресурс" - подводит итог Склэйтер.
Со временем большинство в ОУ начало видет все возрастающую роль интернета и, особенно, в дистанционном образовании, что оправдывало большое количество разработок и изменений, имеющих место в университете. Хотя интернет позволяет сделать большинство процессов интерактивными, все же от учеников по прежнему требуется взять ручку, бумагу и выполнить свою практическую или домашнюю работу. "Интерактивный режим не означает превращение обучения в кинотеатр", - добавляет МакАндрю.
Взаимодействие с правительством и государственная поддержка
Разработка и внедрение проектов VLE Moodle и "OpenLearn" проводилось в основном без государственной поддержки. Конечно, сам ОУ является общественно финансируемой организацией, но выделения определенного фондирования под эти проекты не предусматривалось.
По большому счету ОУ и не нуждался в какой либо правительственной поддержке этих проектов. Как отметил Склэйтер, есть места, где высшие образовательные учреждения могут получить поддержку в открытых проектах ("Open Source"), как например OSS Watch (www.oss-watch.ac.uk), который обеспечивает "консультационной поддержкой, руководствами по использованию, разработке, лицензированию свободно распространяемого ПО".
Взаимодействие с другими университетами и сообществами on-line
До ввода в действие VLE Moodle и OpenLearn проекта, ОУ был не единственным университетом, в планы которого входило привести свою ИТ-инфраструктуру и рабочие методики в соответствие с требованиями времени. Другие университеты дистанционного образования были очень интересными партнерами, с кем можно было обсудить эти вопросы, так как перед ними стояли те же задачи. "У нас было много дискуссий с разными пользователями Moodle, а также взаимодействие и некоторые проекты с другими университетами по данному вопросу", - подтверждает Склэйтер. Эти обсуждения обеспечили получение важной информации до начала проекта и дали ОУ понимание общих ошибок и недочетов, могущих возникнуть в ходе проекта. В частности, Открытый университет Нидерландов, или Университет дистанционного обучения (Хаген) в Германии представляли очень интересный пример, так как они провели у себя подобные изменения и адаптировали свои методики к интернету.
Для разработки VLE Moodle однако ОУ не видел большой необходимости в прямом взаимодействии с университетами, полагая, что каждый университет имеет специфические требования и методики работы. То, что являлось правильным для ОУ, могло, в свою очередь, быть не лучшим решением для другого университета. Наиболее важным источником информации все же являлось непосредственно само сообщество Moodle. Склэйтер отмечает: "Мы обнаружили, что с Moodle мы являемся частью всемирного сообщества, и это лучшая платформа для кооперации и развития". Это означает, что вы имеете моментальный отклик на все разработки, которые вы выкладываете, и вы можете найти ответы на все свои пожелания в плане дальнейших разработок. Поскольку пользовательская база огромна, Moodle насчитывает около 28 млн пользователей и 2,5 млн курсов, все ошибки и проблемы выявляются очень быстро. Касательно вопроса, стоит ли ОУ иметь конкретного партнера в лице другого университета или внешней компании разработчика в Великобритании или Европе, Склэйтер говорит: "Нет смысла ограничиваться Европой, так как вы не получите полномасштабную экспертизу".
ОУ взаимодействует с сообществом Moodle различными путями, поясняет Склэйтер. С одной стороны, университет принимает участие в конференциях и форумах Moodle как участник или докладчик. Такие мероприятия очень важны для обмена информацией и идеями друг с другом. С помощью мероприятий сообщество, в том числе и ОУ, получает понимание в каком направлении будет двигаться развитие продукта в будущем и какая появится дополнительная функциональность.
Персонал, отвечающий за поддержку VLE Moodle, постоянно наблюдает и принимает участие в обсуждении интересующих вопросов на Moodle.org. Это позволяет ОУ все время находиться в курсе последних разработок и идей сообщества. Это также первичный источник обратной связи для пользователей, так как все ошибки и проблемы новых разработок выявляются и обсуждаются.
Что касается вклада в кодирование, ОУ выкладывает большое количество разработок, готовых для широкого использования. Как уже упоминалось ранее, это очень важно и выгодно для обоих сторон (и для сообщества, и для университета). Через форумы и обсуждения ОУ может узнать о недоработках и, соответственно, улучшить разработки. Иногда даже до выпуска нового релиза разработки университет публикует "спецификации новых модулей и изменений к ним", говорит Склэйтер. "Это дает нам ценные отклики и дает другим участникам информацию о том, чем мы занимаемся". В добавление к обсуждениям на Moodle.org, ОУ получает информацию из журнала (log) ошибок, в котором в точности отражается произошедшая в системе ошибка, когда пользователи решают сообщить об этом. Это очень важный источник обратной связи для разработчиков ОУ, который позволяет определить какие ошибки встречаются наиболее часто, и, следовательно, их нужно устранить.
Касательно активности в сообществе (обмен кодами, обсуждения, пр.) ОУ в основном ориентируется на сайт Moodle.org. Следующим является сайт Moodle.com, который работает независимо. На этом сайте большая группа "партнеров Moodle" предлагает набор коммерческих (платных) услуг пользователям Moodle по доработке системы под специфические требования заказчика. Разработки, инициированные через этот канал, не всегда автоматически попадают в систему Moodle на Moodle.org. Команда ОУ получает существенный вклад от сайта Moodle.com, например, "новая инфраструктура ролей и прав доступа". Это важная задача, так как позволяет пользователям Moodle получить выигрыш от разработок внутри "экосистемы Moodle".
В двух словах, ОУ получает важную информацию от других образовательных учреждений, взаимодействует с ними в нескольких проектах, но для проекта по разработке и поддержке VLE on-line сообщество оказалось лучшим партнером.
Оценка
Достижения/полученные уроки
Внедрение Moodle было "очень амбициозным, хорошо финансируемым и высоко структурированным проектом", - поясняет Склэйтер. Полагая, что дистанционное взаимодействие лежит в основе методов ОУ, такой структурированный подход просто необходим, чтобы быть уверенными, что программа будет работать именно так как требуется.
Что касается выбора свободной платформы для VLE, то университет пробовал различные системы, из которых Moodle просто оказался лучшим решением для ОУ. Надо отметить, что система еще нуждается в модификациях, улучшениях и доработках, но на сегодняшний день, она полностью удовлетворяет требованиям ОУ. "Фундаментальным является то, что мы имеем работающую виртуальную образовательную среду, которая прозрачна, масштабируема, обладает огромным функционалом и используется во всех наших курсах", - отмечает Склэйтер. Несмотря на то, что часть людей предпочла бы видеть конкретного коммерческого партнера для этого проекта, команда, отвечающая за VLE очень быстро поняла, что соответствующий уровень экспертизы легче всего достигается через сообщесто Moodle. Неоценимая обратная связь, которую дало сообщество в виде дискуссий, отчетов об ошибках, была очень существенным вкладом при ведении проекта VLE в ОУ. Альтруистический подход является приятным добавлением к этому, и не только ОУ выиграл при ведении этого большого проекта, но и другие пользователи Moodle по всему миру. Тот же подход является правдой и для проекта OpenLearn, объясняет МакАндрю, где открытие своих материалов и работ для сообщества было мотивацией для большинства, участвующих в проекте.
На ранней стадии проекта ОУ, конечно, сталкивался с препятствиями, решение для преодоления которых должно было быть найдено. Склэйтер отмечает несколько пунктов, которые он также описывает в главе свой книги по ИТ-менеджменту в образовательных учреждениях (Склэйтер, 2008):
- Недостаток знаний - В организациях, целиком полагающихся на бумажный подход при взаимодействии со студентами и распространении учебных материалов, смещение фокуса в сторону интернет-методов может вызвать серьезные трудности. Поэтому очень важно говорить о преимуществах нового подхода и давать ясные руководства, как его использовать.
- Недостаточно стимулов - Несмотря на то, что руководство ОУ рекомендовало преподавателям включать все больше интернет-методов в свою работу и наполнять содержанием on-line платформу, некоторые преподаватели все еще отказываются принимать новые методы. В этом случае так же очень важно донести преимущества новых подходов и обеспечить постоянную поддержку в работе.
- Боязнь потерять студентов - Существует опасение, что полагаясь целиком на интернет-подход к образованию, можно потерять часть студентов, так как доступ к ресурсам Интернет все же еще нельзя назвать всеохватывающим. ОУ рассматривает это под таким углом, что лучше развивать новые технологии, чем держаться уходящего тренда. В 1970-х, 80-х годах ОУ ужу приходилось сталкиваться с подобными дискуссиями при внедрении телевизионных методов обучения, те дискуссии быстро сошли на нет после широкого развития телевидения и аудио кассет. Подобно этому полагает ОУ, уже на сегодняшний день 64% жителей Великобритании имеют Интернет у себя дома, и в дальнейшем их число будет увеличиваться.
- Риск отторжения - внутри ОУ есть оправданные опасения того, что использование системы, находящейся в процессе развития (разработки), несет в себе риск ненадежности и возможных изменений функционала и пользовательского интерфейса. Команда разработчиков ОУ обеспечила стабильную первую версию систему, и заверила, что в дальнейшем будут иметь место только улучшения. Функционал, пользовательский интерфейс, доступ к системе будут оставаться такими же, так что вопрос стабильности системы был закреплен заранее. Конечно, могут возникать проблемы и вопросы, но это может быть и с любой другой внедренной системой, особенно если она недостаточно гибкая и модульная.
Вот лишь некоторые из трудностей, которые могут встретиться при разработке подобной системы.
Планы на будущее
В дальнейшем ОУ продолжит работать над улучшением Moodle и интеграцией предыдущих систем с VLE Moodle. Поскольку пользовательские контенты развивались на интернет платформе "WEB2.0", то ОУ ищет пути для встраивания их в новую on-line платформу. ОУ разработал график "для вещей, которые мы хотим сделать "внутри Moodle и вместе с Moodle" в будущем", - говорит Склэйтер. Например, уже сейчас ОУ представлен в виртуальном мире "Second Life", учитывая, что все большее число студентов открывают там свои странички ("account"). Университет также надеется привлечь сообщества "WEB2.0", так как видит потенциал для обучения и сотрудничества в будущем. Студенты очень активно участвуют во всех видах социальных сетей интернета, и ОУ намерен также интегрировать эти формы в свою работу. Поскольку университеты и другие учреждения все еще эксперементируют, и происходят постоянные изменения социальных платформ, ОУ еще не принял решения какой формат стоит внедрять, но сам предмет несомненно представляет большой интерес для будущего развития.
С широким распостранением смартфонов и нетбуков, ОУ также думает о путях встраивания этих технологий в свою информационную (и коммуникационную) стратегию развития. "Мы думаем об альтернативной версии Moodle для мобильных устройств, так как смартфоны будут массовым устройством on-line доступа в будущем", - замечает Склэйтер.
Что касается платформы "OpenLearn", МакАндрю участвует в продолжающихся проектах исследования моделей открытого образования и их значения для обучающихся за рамками университета. Совместно с командами из других университетов они анализируют воздействие открытых методов образования, результаты этих исследований можно найти на сайте www.OLnet.org .
Заключение
Внедрение Moodle и опубликование обучающих материалов в свободном доступе как части проекта "OpenLearn" является хорошим индикатором того, какие изменения происходят в сфере образования.
С технической точки зрения выбор Moodle в ОУ показывает, что свободно распространяемый продукт вполне может составить конкуренцию закрытым программным платформам. Это было и остается лучшим решением, которое отвечает требованиям ОУ по надежности, гибкости, расширяемости, и, самое главное, по технической поддержке. В отличие от коммерческого продукта Moodle опирается не на одного разработчика, а на сообщество по всему миру. С его 2,5 млн зарегистрированных курсов и 28 млн пользователей, Moodle представлет значительный источник поддержки и информации, который очень ценен для ОУ. Передавая свои разработки сообществу, ОУ создает выигрышную для всех ситуацию, так как инструментарий быстро улучшается и дорабатывается, благодаря обратной связи, а все пользователи получают дополнительный функционал, разработанный ОУ.
Социальная сторона проекта "OpenLearn" показывает потенциал нового пути в развитии образовательных ресурсов, размещении обучающих материалов в открытый доступ. С проектом "OpenLearn" ОУ сделал важный шаг по созданию свободно доступного "контента" для учащихся за рамками университета, и тех, кто не имеет доступ к качественными обучающим материалам никаким другим образом. Ценность "контента" несомненно увеличилась, так как гораздо большее количество обучающихся получило доступ к нему. Кроме выигрыша, полученного учащимися от свободного "контента", ОУ получил выигрыш в поднятии собственного имиджа.
Что касается внедрения новых технологий, ОУ ясно показал, что реальная стоимость новой системы - это не только стоимость лицензий, и даже не стоимость ее доработок, а изменение технологии самой работы. Пример ОУ еще раз подтвержает, что старые привычки должны быть сломаны, сопротивление преодолено, что и было сделано в ОУ шаг за шагом с направляющим руководством на каждом шагу, что помогло пониманию и принятию новой технологии.
Конечно, полностью полагаться на интернет-технологии и открывать все образовательные курсы может показаться новым и необычным тем, кто привык полагаться на традиционные методы общения и распространения информации. Что касается ОУ, то он является предвестником общих тенденций развития, которые, являясь продуктами интернета, обладают потенциалом для изменения традиционной системы образования с большими преимуществами для всего общества. Проекты, подобные "OpenLearn", подчеркивают эту идею, и эффект, который они в действительности произведут в образовании, будет виден в будущем.